"ХОЧУ СЕБЕ ВЕРИГИ!" Апостол Петр искренне желал подъять самый великий подвиг - умереть за Господа. Это желание он исповедывал на Тайной вечери. Христос дал это апостолу, но устроил всё иначе, нежели мог бы желать сам апостол. После Петрова отречения и Христова прощения, Господь обращается к апостолу со следующими словами: "Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь" (Ин.21:18). Эти слова могут восприниматься в контексте обращения ко всем христианам, так как в этой фразе раскрывается вопрос о месте подвига в жизни христианина. Желание подвига - оно доброе до тех пор, пока не обрастает мечтательностью и своеволием. Господь не против желания подвигов, но Он корректирует их, чтобы вместо "препоясывался сам и ходил, куда хотел" было "другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь". Почему Господь так устраивает? Убежден, что для того, чтобы предохранить делателя от гордости. Ведь, если христианин сам выбрал себе форму подвига, ему ничего не стоит возомнить себя подвижником, у которого всё получается. У него есть то, за что всегда можно себя похвалить: "хоть у меня и немного добрых дел, свой подвиг я регулярно несу". Когда же Господь отбирает свою благодать и делатель, подобно апостолу Петру, отрекается от несения подвига, о коем он кичился перед самим собой, он начинает познавать свою немощь. Но, Господь настолько щедрый, что может направить желающего на ту высоту подвига, о которой он мечтал... После того, как апостол Петр познал свою немощь, ему выпало понести страдания за имя Христово. И уже другой препоясывал его и вёл туда, куда апостол идти не хотел. Также и христианин, познавший свою духовную нищету, по воле Бога может попасть в такие условия, в которых ему придется подвижничать с усилием, о коем он мечтал, своевольно выдумывая себе подвиги. Но, поскольку, эти обстоятельства придуманы не им самим и не доставляют некоторые неудобства - у него не столь много поводов для самовосхваления. В этом - красота Божией заботы о человеке: и дарование возможности подвига и охранение от падения. К примеру, вдохновилась молодая христианка житиями святых мучениц, появилось желание стать с ними в один ряд - Господь послал ей такого мужа, что ей можно ежедневно упражняться в подражании подвигу мучениц... Или же захотел человек послужитиь Христу в деле миссии, а ему дали другое послушание, в котором он не вознесётся, но сможет исполнить желание послужить Христу. Один христианин желал ради подвига во Христе воздерживаться от определенного рода пищи, но стал за собой замечать осознание того, что он "несёт подвиг". Милостивый Господь избавил его от самовольных вериг - врачи выписали такую неприятную ему диету, что хочешь/не хочешь, пришлось ради Христа (так как здоровье - это Дар Божий) ограничивать себя. При этом, по его словам, никакого подвига не чувствовалось, так как данный труд вменился ему в обязанность. Другой христианин жаждал строгих монашеских подвигов, но, Господь устроил так, что вследствие его сильно подорвавшегося здоровья для него подобной высоты подвигом стали не всенощные бдения и тысячи поклонов, а само по себе хождение в храм и небольшое чтение. По милости Божией, в таких состояниях христианин чувствует в себе не силу духа, а немощь. А сила Божия, как известно, именно в немощи и совершается (2Кор.12:9). Так премудро всё устрояет Господь! Вспоминается ещё и то, как Господь оградил Российских Новомучеников от всякой возможности возгордиться: в их приговорах причиной расстрела указывалась не их вера, а "агитация против советской власти" и т.п. Они несли свой мученический подвиг, но у них не было прямого и явного повода думать о своем мученичестве, так как на них оказывалось давление, будто бы они - враги народа и власти, а не исповедники веры. Диавол боялся, что их будут почитать как мучеников, но, Господь премудро использовал это, чтобы оградить Своих верных рабов от ненужных пагубных мыслей. Как мне кажется, есть ещё одна причина того, что Господь не дает Своим рабам служить Ему в точности так, как они сами желают. Как учил преподобный Никодим Святогорец, когда христианин начинает получать наслаждение от своего дела - оно перестаёт посвящаться Богу полноценно. А чтобы дело было максимально полезным для самого христианина, оно должно быть посвящено Богу полностью, без остатка. Поэтому, тут Господь предохраняет веруюшего от потери полезности дела для души, поэтому его "препоясывают и ведут, куда он не хочет". Для объективности стоит заметить, что желание подвигов бывает вызвано не только ревностью о Христе, но и по причине нерадения об исполнении своих прямых обязанностей. От пренебрежения к малому рождается мечтательность о великом. То малое, что прямо возложено Христом на каждого - то и есть для него святое. И человеку для освящения достаточно с благоговением и во славу Христа трудиться над этим малым, и уже тогда Христос, возможно, даст и большего, так как "верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом" (Лк.16:10). Кстати, как учил кто-то из святых отцов, одна из причин появления зависти заключается в том, что человек не исполняет своих малых обязанностей и прельщается тем, что окружающие его творят дела куда более "великие" внешне.. Остаётся только прославить великодаровитого Господа, не только исполняющего желание решивших послужить Ему, но и заботливо охраняющего Своих рабов от тщеславных измышлений о себе самих!

Теги других блогов: христианство подвиг апостол Петр